Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области Дворец творчества
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ. В 2021-2022 учебном году на базе ГБУ «Дворец творчества» реализуются 43 дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы по 3 направленностям (художественная, физкультурно-спортивная, социально- педагогическая) с общим охватом 1648 обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет.
Дворец – в пространстве перемен!
• Современное научно-методическое сопровождение целевой модели развития дополнительного образования детей в едином образовательном пространстве Костромской области. Региональный модельный центр. Региональные ресурсные центры социально-педагогической, художественной ,физкультурно-спортивной направленности.
• Оператор системы персонифицированного образования детей Костромской области «Навигатор -44».
• Инновационная площадка «Института изучения детства, семьи, воспитания» РАО по теме «Реализация мероприятий и развития дополнительного образования социально-педагогической направленности».
• Обеспечение современных вариативных и востребованных дополнительных образовательных программ различных направленностей.
• Создание современных моделей дистанционного образования, направленных на повышение доступности дополнительного образования в Костромской области.
• Инновационный опыт включения школьников региона в бизнес-проектирование, проектно-исследовательскую деятельность, олимпиадное движение с участием представителей бизнеса региона.
• Система социального партнерства при реализации проектов, в том числе грантовых «Мы в движении!», «Губернская экспедиция-движение вперед», «КУБ- команда управления будущим», «Вечно живые» и др.
• Современные практики организации каникулярного отдыха и занятости детей, организация деятельности разновозрастных отрядов по месту жительства, реализация проекта «РВО- 44 события лета».
• Апробированная модель поддержки детского движения, в том числе и РДШ, передовой опыт вовлечения школьников области в активную социальную практику. Региональный ресурсный центр развития РДШ в регионе.
• Многолетний опыт подготовки лидеров в профильном лагере актива «Соколенок». Ежегодное проведение сборов «Мы в движении!», «Академия будущего» и др.
• Площадка проведения образовательных творческих смен с дневным пребыванием детей.
• Система организации современных имитационных деловых и экономических игр в образовательных организациях Костромской области.
• Организация творческой, концертной, фестивальной деятельности для школьников города и области.
• Реализация инновационных образовательных проектов: «Областная дистанционная экономическая школа», «Повышение финансовой грамотности школьников региона», «Проектная и исследовательская работа школьников» и др.
• Обширная география регионального, всероссийского и международного сотрудничества
• Современная инфраструктура, капитальное обновление образовательных объектов, создание безбарьерной образовательной среды. Создание условий для дополнительного образования всех категорий детей.
«Приглашаем к сотрудничеству!»- система включения школьников области в конкурсную, фестивальную, проектную исследовательскую деятельность
• «Профессионализм, творчество, успех»- конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.
• «Волшебный мир танца» - межрегиональный конкурс хореографического творчества».
• «Моё творчество»- региональный фестиваль учащейся молодежи системы ПОО.
• «Вифлеемская звезда» -номинация «Художественное слово и театральное искусство».
• «Новый взгляд»- конкурс исследовательских и предпринимательских проектов.
• «Книга добрых дел»-региональный оператор федерального проекта СПО-ФДО.
• «Детство без границ».Международный фестиваль.
• «Как хорошо на свете без войны»-региональный конкурс детского рисунка.
• «Базовые национальные ценности»-региональный этап Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества.
• «Полотно памяти»-патриотическая акция детских общественных объединений Костромской области.
• «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры»-всероссийские спортивные соревнования (игры)школьников, зимняя и летняя спартакиада школьников, круглогодичная спартакиада профессиональных образовательных организаций.
• «Вечно живые!»- региональный конкурс театральных коллективов.
Мы историей нашей едины!
В 1924 год в Костроме открывается Пионерский Клуб Фабричного района, который в тридцатые годы был переименован в городской Дом пионеров и располагался на улице Ленина,3. Главная задача в тот период - включить детей в активную созидательную деятельность по интересам, организовать досуг, бороться за получение детьми знаний, ликвидировать неграмотность.
В трудных условиях военного времени Дворец пионеров перестраивает свою работу, дети вместо со взрослыми вяжут носки, вышивают кисеты и отправляют на фронт, пишут письма солдатам, выступают с концертами в детских домах, для детей.
В 50-е годы во Дворце пионеров большое место занимает патриотическое воспитание и военно-физическая подготовка. Дворец пионеров становится центром тимуровской работы.
В 1946 году приято решение реорганизовать городской Дом пионеров г.Костромы в Областной Дворец пионеров и школьников.На основании приказа 175-03 по Костромскому Облоно, принято решение реорганизовать городской Дом пионеров в областной Дом пионеров и школьников.
Делаются первые шаги в работе с областью, внешкольная работа во Дворце пионеров приобретает реальную общественно полезную направленность, включая детей в активную созидательную деятельность по интересам. Главный принцип - получение разнообразных знаний и умений, которые можно использовать в общественно полезной деятельности.
В шестидесятые годы во Дворце пионеров наблюдается поиск новых форм работы, направленных на организацию свободного времени школьников. В этот период о Костроме заговорили как о пионерской столице. Дворец Пионеров - организатор Всероссийских конференций по проблемам детского движения. В 1959 году создан первый лагерь пионерского актива. В 1961 году на Пленуме ЦС ВПО рассматривался опыт Костромской области по созданию сводных пионерских дружин. Созданы уникальные детские объединения: пионерский зоосад, детский симфонический оркестр, оперная студия, школа фигурного катания, театр юношеского творчества им. М.Светлова. Активно работают: клуб общения старших вожатых и вожатых-производственников, пионерский клуб, Ленинский зал, Клуб интернациональной дружбы. Большое место отводится практике включения ребенка в социально-значимую деятельность и общение. Это, прежде всего, разнообразные трудовые дела: вязание снопов льна, помощь в выращивании молодняка, работа Бюро добрых услуг для цветников, практическая помощь ветеранам и т.д.
Согласно постановлению ОК ВЛКСМ и ОБЛОНО от 25 января 1963 года на базе Областного Дворца пионеров и школьников создан инструктивно-методический Центр пионерской и внешкольной работы. Активизировалась деятельность штабов- координаторов деятельности школьных, пионерских и комсомольских организаций. В 1963 году создана хореографическая школа под руководством А.С Бекишевой. Дворец направляет работу школьных лесничеств, лесных дозоров, отрядов ЮДМ, ЮДСА Коллективы Дворца выступают в Кремлевском Дворце съездов, совершают гастрольные поездки по городам Советского Союза.
В 70-е годы создаются интересные формы работы с областью – встречи активистов города и села, визиты дружбы, Дни сельского школьника, День сельского учителя, смотры работы в Зоне пионерского действия, пионерские слеты. Дворец пионеров записан в Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. С 1979 года лагерь актива «Соколенок» готовит лидеров для детских общественных организаций. Расширяется деятельность объединений общественно полезной направленности - «Клуб друзей книги», «Клуб друзей октябрят», «Клуб любителей природы», штабы «Гайдаровец», «Пионерстрой».
В 80- годы практикуется организация кружков, факультативов, секций на базе школ. Дворец пионеров активно работает с областью. Дворец пионеров получает золотую медаль «За успехи в народном хозяйстве СССР» за участие во Всероссийской выставке достижений народного хозяйства СССР. Представлен опыт «Развитие инициативы и активности детей в сводной пионерской дружине». Является организатором межрегионального турнира по футболу на кубок Дворца.
В 1991 году на основании приказа УНО № 807 от 02.12.91 Дворец пионеров и школьников переименован в областной Дворец творчества юных.
Дворец получает статус учреждения дополнительного образования. В структуре Дворца появляются новые объединения: Школа раннего развития детей, школа допрофессиональной подготовки, школа парламентской культуры, воскресная гимназия для девочек, досуговый центр «А-ля шоу», компьютерный клуб. Создается отдел социального творчества. Повысилась роль научно-методического обеспечения системы дополнительного образования в области. Коллектив стал победителем Международного образовательного Форума, акции «Я – Гражданин России», Всероссийского фестиваля «Адрес детства – Россия». Педагоги творческих объединений разрабатывают свои авторские программы, создают условия для развития творческой активности детей. Дворец стал победителем регионального конкурса учреждений дополнительного образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Сегодня- ГБУ «Дворец творчества»- ведущее учреждение дополнительного образования в едином образовательном пространстве Костромской области. Воспитанники Дворца творчества- победители региональных, всероссийских и международных конкурсов. На базе Дворца действует Региональный модельный центр, региональные ресурсные центры социально-педагогической, художественной ,физкультурно-спортивной направленности.
Происходят позитивные изменения в содержании деятельности, которые носят интеграционный и межведомственный характер, действуют механизмы реализации принципа государственно-общественного управления. Совершенствуется нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение деятельности учреждения. Совершенствуется база.
История Дворца - история событий, история служения детству!
Главный стратег преобразований – директор
Вышеславский Б.А.
Середина 50-х годов
Первые шаги в работе с областью, внешкольная работа приобретает реальную общественно полезную направленность, включая детей в активную созидательную деятельность по интересам. Главный принцип - получение разнообразных знаний и умений, которые можно использовать в общественно полезной деятельности.
Симонова М.К.
Конец 50-х годов
Наблюдается поиск новых форм работы, направленных на организацию свободного времени школьников. Работа кружков имеет реальную общественно - полезную направленность. Главный принцип - получение разнообразных знаний и умений, которые могут быть использованы в общественно полезной деятельности. Установка на привлечение всех без исключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Преобладает парадность и массовость многочисленных мероприятий, праздников, смотров, маршей.
Миценгендлер С. М.
1957-1963 годы
В этот период о Костроме заговорили как о пионерской столице. Дворец Пионеров - организатор Всероссийских конференций по проблемам детского движения. В 1959 году создан первый лагерь пионерского актива. В 1961 году на Пленуме ЦС ВПО рассматривался опыт Костромской области по созданию сводных пионерских дружин. Созданы уникальные детские объединения: пионерский зоосад, детский симфонический оркестр, оперная студия, школа фигурного катания, театр юношеского творчества им. М.А. Светлова. Активно работают клуб общения старших вожатых и вожатых-производ
Рачинский Л.Б.
1963-1971 годы
Согласно постановлению ОК ВЛКСМ и ОблУНО от 25 января 1963 года на базе областного Дворца пионеров и школьников создан инструктивно-мет
Самцова Лариса Петровна
1971-1983 годы
Создаются интересные формы работы с областью – встречи активистов города и села, визиты дружбы, Дни сельского школьника, День сельского учителя, смотры работы в Зоне пионерского действия, пионерские слеты. Дворец пионеров записан в Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. С 1979 года лагерь актива «Соколенок» готовит лидеров для детских общественных организаций. Расширяется деятельность объединений общественно полезной направленности - «Клуб друзей книги», «Клуб друзей октябрят», «Клуб любителей природы», штабы «Гайдаровец», «Пионерстрой».
Иванова Галина Ивановна
1984-1987 годы
Дворец пионеров получает золотую медаль «За успехи в народном хозяйстве СССР» за участие во Всероссийской выставке достижений народного хозяйства СССР. Представлен опыт «Развитие инициативы и активности детей в сводной пионерской дружине». Является организатором межрегионального турнира по футболу на кубок Дворца. Практикуется организация кружков, факультативов, секций на базе школ.
Ивкина Галина Владимировна
1987-2011 годы
Дворец получает статус учреждения дополнительного образования. В структуре Дворца появляются новые объединения: Школа раннего развития детей, школа допрофессиональн
Иноземцева Светлана Павловна
2011 год по настоящее время
На базе государственного бюджетного учреждения «Дворец творчества» в рамках результата регионального проекта «Успех каждого ребенка (Костромская область) по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей, проводится системная работа в образовательном пространстве Костромской области. Дворец творчества - оператор системы персонифицированного образования детей Костромской области «Навигатор44». В учреждении созданы региональные Ресурсные центры социально-гуманитарной, художественной, физкультурно-спортивной направленности и регионального отделения РДШ.
Получила признание инновационная практика организации и проведения региональных мероприятий различной направленности.
С 2011 года организуются региональные этапы спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». Дворец – региональный координатор участия команд во Всероссийских этапах этих соревнований. Опыт работы в этом направлении был представлен Иноземцевой С.П. на Московском Международном Салоне образования. Дворец творчества – организатор круглогодичной областной спартакиады профессиональных образовательных организаций.
Активно используются механизмы сетевого взаимодействия для реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Происходит укрепление инновационного опыта интеграции системы дополнительного образования и детских и молодёжных общественных объединений.
Создаются современные формы организации детей в летний период: авторский лагерь «Соколенок», образовательный лагерь «Академия будущего», «Загадочный мир Джуманджи», организуются мероприятия для лагерей с дневным пребыванием, активизируется деятельность разновозрастных детских объединений, концертная и гастрольная деятельность творческих коллективов.
Программа «Навстречу открытиям» профильного лагеря актива «Соколенок» вошла в ТОП- 100 лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков в России Министерства образования и науки РФ.
Отмечается развитие инфраструктуры Дворца творчества, отвечающей современным требованиям к использованию оборудования, техники, компьютерной связи.
Реализуются региональные инновационные образовательные проекты по темам: «Экономическое и предпринимательское образование современной молодежи», «Создание вариативной модели сопровождения построения индивидуальной образовательной среды для детей с ОВЗ», «Повышение доступности дополнительного образования детей в сельской местности», «Воспитательный компонент дополнительной общеобразовательной программы» и др.
Региональный проект «Приглашаем к сотрудничеству» позволяет ежегодно включать более 15 000 школьников Костромской области в различные виды творческой деятельности.
ГБУ «Дворец творчества является инновационной площадкой РАО по теме «Реализация воспитательного потенциала ДОД», Федеральной площадкой Всероссийского конкурса программ развития дополнительного образования «Арктур»; Финалист Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных организаций. При содействии НКО «Содружество» Дворец творчества трижды был победителем регионального конкурса социально- значимых проектов.
Расширяется география международного сотрудничества, ежегодно творческие коллективы Дворца принимают участие в фестивальных и конкурсных программах Сербии, Польши, Греции, Чехии, Испании, Италии, Португалии, Кипра, Белоруссии, Грузии и др. Организация со школьниками Польши и Сербии совместных проектов: «Диалог культур», «Молодежь в современном мире». «Расширяем границы общения».
Проводится большая работа системной деятельности с кадрами, сохраняется и развивается единство системы дополнительного образования в регионе, позволившее обмениваться информацией, совместно разрабатывать перспективные проблемы деятельности УДОД, обогащать опыт педагогов и детей в процессе творческого взаимодействия.
В коллективе создана атмосфера сотрудничества, совместного творческого поиска. Иннновационная деятельность Дворца притягивает молодежь, выпускников, которые своими идеями и новаторством обеспечивают связь с историей и вносят свою лепту в «продвижение» учреждения.
Новый статус принимает работа с родителями, которые принимают активное участие в жизни Дворца: вместе с педагогом решают вопросы образовательной деятельности, принимают участие в конкурсных и фестивальных программах (Конкурс семейных традиций «Счастливы вместе», «Моя дворцовская история», «Военная история моей семьи» и др.). Силами родителей созданы творческие коллективы разной направленности, которые вместе с детьми принимают активное участие в различных мероприятиях.
Дворец творчества под руководством Иноземцевой С.П. и сегодня старается не терять традиций, а преумножать их, рождая новые инициативы, демонстрируя свой опыт и достижения.