Состоялся круглый стол
13 декабря 2016 года во Дворце творчества прошел межрегиональный круглый стол «Современные практики модернизации сферы дополнительного образования на основе учета запросов личности, общества и государства на дополнительные образовательные услуги», в работе которого приняли участие руководители и методисты учреждений дополнительного образования из Костромской, Владимирской и Ярославской области. На повестке Круглого стола были поставлены вопросы реализации Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Особое внимание уделялось вопросам трансляции лучшего педагогического опыта. Были представлены передовые практики, действующие в регионе, а также у наших ближайших соседей из Владимирской и Ярославской областей. Предложены варианты совершенствования государственно-общественных механизмов управления, обозначены условия повышения доступности и качества допобразования, озвучены возможности обновления содержания образовательных программ.
Директор МКУ ДО ДДЮ «Дар» Чухломского муниципального района Костромской области Кузнецова Марина Владимировна поделилась практикой организации взаимодействия учреждений дополнительного образования и учреждений профессионального образования, данный опыт очень важен в вопросах профессионального самоопределения подростков в Чухломском муниципальном районе. Используемое в практике профильное обучения сельского школьника осуществляется при условии тесного продуктивного взаимодействия учреждений дополнительного образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, за счет многообразия и вариативности программ дополнительного образования повышает конкурентоспособность выпускников профессиональных учреждений, расширяет возможности профессионального выбора детей в УДО.
Важный вопрос современного дополнительного образования – развитие региональной системы очно-заочного и дистанционного образования детей на базе УДО и ресурсных центров дополнительного образования детей, в том числе и в сельской местности. Об опыте внедрения современных технологий дистанционного образования и сетевого взаимодействия в экономическом и предпринимательском образовании рассказала – Сухенко Екатерина Викторовна, руководитель ШЭБиП ГКУ «Дворец творчества». В проекте «Мобильная школа бизнеса» используются программы проектной и исследовательской деятельности школьников области с включением в реальную практику, профессиональные пробы, авторские технологии деловых и проектных игр, технологии дистанционного обучения, открытого образования. Сетевое взаимодействие в данном проекте предоставляет школьникам Костромской области возможность самореализации в конкретной социальной практике, профессиональном и социальном развитии.
Тема повышения доступности дополнительного образования рассматривалась в контексте заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Участники круглого стола размышляли на тему: как использовать потенциал дополнительного образования для того, чтобы юные граждане Костромской области получали достойное дополнительное образование, адаптировались к жизненным условиям, заняли активную позицию в обществе. Основной критерий достижения качественного дополнительного образования состоит в том, насколько оно отвечает реальным нуждам социума и представляет ценность в условиях региона, с учетом его настоящего и будущего.
О важности воспитания сельского труженика, умеющего видеть перспективы в развитии своего края, имеющего активную позицию и желание обустроить жизнь родной земли рассказала Ефремова Наталья Николаевна, заведующая инструктивно-методическим отделом ГКУ ДО КО «Эколого-биологический центр «Следово» им.Ю.П. Карвацкого. Клуб «Эколог» и «Молодые хозяева Костромской земли» сегодня является интересными формами организации очно-заочной системы обучения старшеклассников из Костромской области, в том числе и из сельских поселений.
О современном проекте «Роза ветров», рассказали Комиссарова Надежда Николаевна, заведующая отделом сопровождения инновационных проектов ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», Шибаева Евгения Максимовна, зав. отделом ГКУ»Дворец творчества», Павлюченко Алена Александровна, методист ГКУ «Дворец творчества»,Добрецова Мария Николаевна, руководитель Школы «Дипломатия» ГКУ «Дворец творчества». Проект «Роза ветров» – современная модель образовательной деятельности в дополнительном образовании детей на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства с выходом на профессиональные пробы и создание конкретного продукта образовательной деятельности. Проект включает в себя реализацию программ: Школа экономики, бизнеса и права, Школа ювелирного дизайна, Школа современного менеджера, Школа вожатого РДШ, характеризующихся современным содержанием, технологиями, и обеспечивающих доступность дополнительного образования независимо от места проживания обучающихся.
В последние годы в Костромской области активно внедряются различные формы образовательного туризма. Это системная работа по просвещению детей и молодежи по актуальным проблемам истории Отечества, социально-экономического развития Костромской области, организация творческой, исследовательской поисковой работы, познание окружающего мира, исторических корней собственного народа, социальных проблем современного бытия.
О том, как организована эта работа в системе дополнительного образования детей малого города рассказала методист Дома детства и юношества Галичского муниципального района Костромской области Разгуляева Галина Геннадьевна. Тему использования возможностей образовательного туризма в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения раскрыла Хомякова Ольга Анатольевна- педагог дополнительного образования МБУ ДО г. Костромы «Дом детского творчества «Жемчужина».
Современное дополнительное образование должно создавать равные возможности для всех категорий детей, в том числе и для детей с ОВЗ. Изучение образовательных потребностей обучающихся с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) было проведено в Ярославской области. Об итогах системной работы по изучению данной проблемы и конкретным путям ее решения рассказала Фомина Людмила Владимировна, директор ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества», к. пс.н. О важности дополнительного образования детей с ОВЗ в совместной деятельности с семьей рассказали Задонская Яна Николаевна, Глебова Мария Николаевна – родители клуба детей и родителей «Жаворонушки» МБУДО города Костромы «Дом детского творчества «Жемчужина.
Среди отдельных проблем круглого стола можно выделить проблему работы с одаренными детьми и интересный опыт в этом направлении – инновационный межрегиональный проект «Лига Индиго»: от виртуальности к реальности представлен Небахаревой Эльвирой Владимировной, заместителем директора ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества».
Новые возможности дополнительных общеобразовательных программ в работе с дошкольниками раскрыла Чирикова Екатерина Александровна, руководитель детской образовательной студии (ДОС) «Дошкольник» ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества».
Иноземцева Светлана Павловна, директор ГКУ «Дворец творчества», Гусева Ольга Владимировна, зам.директора ДДюТ г.Владимира ,Дмитриева Ольга Владимировна, методист ГКУ «Дворец творчества»подняли на Круглом столе проблемы совершенствования механизмов управления учреждением дополнительного образования, управления качеством образования в современных условиях, нормативно-правовых компонентах управления.
О направлениях взаимодействии региональных Ресурсных Центров с муниципальными образовательными организациями по развитию дополнительного образования рассказали Рыжова Юлия Станиславовна, директор ГКУ ДО «Центр технического творчества, Степанова Наталья Леонидовна, директор ГКУ «Одаренные школьники», Беляев Михаил Сергеевич, директор КГУ ДО «Чудь», Сахарова Светлана Юрьевна, директор ГКУ ДО КО «Костромской планетарий», Иванов Антон Михайлович, директор ГКУ ДО КО «Эколого-биологический центр.
В ходе работы Круглого стола подняты проблемы внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования, распространения успешного опыта по организации заочных школ на базе организаций дополнительного образования, реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей и многие другие.
Таким образом, работа Круглого стола, представленные практики, поднятые проблемы, обсуждение путей их решения направлено на формирование и эффективное функционирование инновационного образовательного пространства Костромской области и наших ближайших соседей их Ярославской и Владимирской областях.