Итоги регионального семинара «Воспитательный потенциал дополнительного образования детей»
11 февраля 2021 прошел региональный семинар «Воспитательный потенциал дополнительного образования детей», организаторами которого выступили ОГБОУ ДПО КОИРО и ГБУ «Дворец творчества». В семинаре приняли участие ученые, управленцы, методисты, педагоги из государственных и муниципальных организаций дополнительного образования Костромской области. К разговору подключились коллеги из Кировской, Ивановской, Астраханской, Курской областей. Ведущие семинара - Рожков М.И. (ФГБУК «ВЦХТ»), Ручко Л.С., Козявина И.Н. (ОГБОУ ДПО КОИРО), Асафова Т.Ф.( ГБУ «Дворец творчества»).
Характер поднятых проблем и активность участников в дискуссии подчеркнули актуальность обсуждаемой темы. Отмечено, что сегодня в рассуждениях о воспитании наблюдается совсем иной подход, масштаб, степень ответственности, отношений, иная степень функциальных зависимостей.
Подходы к воспитанию в дополнительном образовании рассматривались с позиций муниципалитета, образовательной организации и непосредственно с позиции педагога. В каждом выступлении были подняты проблемные вопросы, которые требуют детального обсуждения в педагогических коллективах. Среди наиболее актуальных дискуссионных проблем были рассмотрены вопросы конструирования среды, благоприятствующей воспитанию подрастающего поколения. Опыт и проблемы формирования единого воспитательного пространства муниципалитета раскрыт на примере Нерехтского, Буйского, Костромского муниципальных образований. Подчеркнута важность организация взаимодействия и социального партнерства на уровне муниципалитета, организации различных программ, коллективных действий, акций, конкурсов, расширяющих поле самоореализации детей и подростков.
Характерная черта нашего региона – конструирование значимых для молодых людей событий, с опорой на территориальные и исторические традиции.
Важную роль в вопросах воспитания ребенка играет создание воспитательной среды в образовательной организации. На примере МБУДО города Шарьи ЦДО «Восхождение», МБУДО города Костромы ДЮЦ «АРС», ГБУ ДО «Дворец творчества» раскрыты основные условия для создания воспитывающей среды, такие как: формирование доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок может ощутить себя необходимым и значимым; использование различных форм коллективной деятельности, в которых каждый ребенок может приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных роля; сохранение и преумножение традиций, сложившихся норм жизни, ценностей и правил; интеграция вокруг общих и индивидуальных начинаний; работа органов детского самоуправления и др.
Важная тема, затронутая на семинаре , - пути расширения воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей. Спикеры из МБУ ДО города Костромы «Детский морской центр», МБОУ ДОД ДДТ города Буя, КПЦ им. Е.Честнякова, ГБУ ДО Технопарк «Кванториум», МУ ДО ДДТ «Автограф», МБУ ДО города Костромы Центр естественно-научного развития «Экосфера» размышляли о поиске ресурсов воспитания в образовательной деятельности. Программы дополнительного образования детей создают широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения предметного содержания. Выступающие единодушны в вопросе, что программа выступает важным компонентом воспитания. Ее грамотная реализация создает каждому ребенку ситуацию успеха «здесь и теперь», содействует определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию), выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации. Современная программа формирует стратегию собственного развития, способствует самореализации, сферы применения и развития своих способностей, удовлетворения амбиций.
Все участники семинара-дискуссии делились опытом, но главным было коллективное размышление о поиске ресурсов воспитания в современном образовании. Речь шла о необходимости пересмотреть, перестроить свою работу педагогам и управленцам, о необходимости создания в регионе пространство взаимодействия, сотрудничества с опорой на имеющийся исторический опыт. Высказались в мнении относительно документального оформления большого объема воспитательной работы педагога дополнительного образования.
Впереди предстоит большая работа по осмыслению роли дополнительного образования в вопросах воспитания, по созданию программных документов, как основе преобразований, по подготовке педагогических кадров к этой работе. Главное - перейти от стихийной работы к сознательной ориентации на формирование качеств современной личности.