Опыт перехода занятий организаций дополнительного образования в онлайн
Иноземцева Светлана Павловна, директор ГБУ «Дворец творчества».
На основании приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года №103 и №104, с целью минимизации рисков и угроз, связанных с распространением на территории Костромской области новой коронавирусной инфекции, департаментом образования и науки Костромской области 26.03.2020 года издан приказ № 585 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в условиях введения режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Костромской области». В соответствии с которым организации дополнительного образования Костромской области перешли с 6.04.2020 года на реализацию дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечив организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде.
В целях подготовки руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования к реализации программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий 27 марта 2020 года ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» совместно с Региональным модельным центром дополнительного образования Костромской области был проведен в режиме видеоконференцсвязи региональный методический семинар, в ходе которого были рассмотрены модели организации образовательного процесса через использование электронных ресурсов, кейс-технологий, прямых эфиров, тематических обсуждений и тд. Проведен обзор дистанционных платформ для организации дистанционного обучения (в том числе социальные сети и месенджеры).
В ходе вебинара был представлен алгоритм действий руководителя образовательной организации, подготовлен и направлен в муниципальные образования пакет необходимых нормативных документов, обеспечивающих деятельность учреждения.
В режиме телефонной связи проходит консультирование педагогов и методистов по вопросам организации дистанционного обучения, разрабатывается мониторинг педагогической деятельности, ведется запись обучающих видео и методических рекомендаций для педагогических работников по работе с электронными системами (в том числе работа с электронным журналом на портале «Навигатор дополнительного образования детей Костромской области.
Так же Региональным модельным центром был проведен мониторинг наполняемости сайтов учреждений дополнительного образования, по итогам мониторинга создан пакет методических рекомендаций для организации работы учреждений в период дистанционного обучения. Рекомендации размещены на официальном сайте РМЦ, а так же направлены в муниципальные образования региона.
Руководителями муниципальных органов управления образования, государственных организаций дополнительного образования изданы локальные акты, разработано расписание занятий, исходя из возможностей, педагогами выбраны варианты организации деятельности, организовано оперативное информирование работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей о сроках и порядке перехода на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на официальных сайтах и социальных сетях, а также родительских группах различных мессенджеров, отделах образования работают телефоны «горячих линий».
Уже имеющийся опыт учреждений дополнительного образования региона в реализации дистанционных программ (Областная дистанционная экономическая школа ГБУ «Дворец творчества»; студия экранного творчества «Компот» Дом творчества Костромского муниципального района, «Дистанционная школа вожатых» ДДТ «Автограф» г. Нерехта) и использовании инернет-технологий, перевод текущих региональных конкурсов в новый дистанционный формат помог с наименьшими затратами обеспечить организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде региона.
Необходимо отметить и проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования Костромской области, данные получены в ходе проведения мониторинга готовности педагогов к переходу на дистанционное обучение, проведенного Региональным модельным центром.
Педагоги отмечали, что часть программ, не предназначенных для реализации с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, требовали срочного перестроения. Так же отмечается рост рабочей нагрузки, нехватка компьютеров и техники, сбои в подключении к интернету у учащихся, отсутствие единой электронной образовательной платформы для дополнительного образования (в отличие от общеобразовательных организаций).
Полностью изменилась архитектура образовательного процесса, в процессе взаимодействия с ребенком пришлось учитывать присутствие родителей, а так же отвлекающие факторы, которые обычно отсутствуют в обучении (работающий на фоне телевизор, младшие браться и сестры, домашние животные, стесненное домашнее пространство).
Всего в учреждениях дополнительного образования Костромской области реализуется, на сегодняшний день, 1256 образовательных программы. Из них на дистанционную форму переведено – 1145 программ (91,6%)
72% организаций дополнительного образования региона перевели на дистанционный формат более 95% программ.
Из 32883 детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования региона, в настоящий момент на дистанционное обучение перешло 28023 ребенка (85,2%). Все они вовлечены в образовательный процесс и успешно осваивают программы с помощью дистанционных технологий, используя электронные ресурсы, прямые эфиры, тематические обсуждения через социальные сети (Вконтакте, Инстаграмм), созданы рабочие чаты детских объединений в популярный мессенждерах (Viber, Телеграмм и WhatsApp), для педагогов и детей регулярно проходят видео уроки и вебинары через онлайн-платформы (Skype, ZOOM, Teems, Mirapolis) для анонсирования предстоящих мероприятий активно используется сайты образовательных организаций. Среди педагогов, на дистанционный режим работы перешли 1083 человека (92,9%).
При реализации дополнительных программ в учреждениях применяются следующие модели обучения (в зависимости от направленности программы)
Синхронное обучение - полностью имитирует очную форму, здесь педагог использует те же приемы, что и в режиме очного обучения, т.е. может тут же получить обратную связь;
Асинхронное обучение - предполагает несколько иные формы получения обратной связи и текущего контроля уровня освоения содержания программы, которые проходят в отсроченном режиме.
Поэтому здесь применяются формы:
- письменный отчет;
- видеоотчет – видеоролик процесса создания работы;
- фотоотчет – результат работы;
- практические работы;
- совместные проекты;
Гибридное обучение - при данной модели контроль результатов обучения может быть как офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование опросы, так и онлайн.
В целях контроля за ходом образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Региональным модельным центром Костромской области разработан план методического сопровождения и форма ежедневного мониторинга, а так же проведен областной вебинар по организации эффективных форм и методов контроля результатов педагогической деятельности.
Контроль в учреждениях ведется в двух направлениях:
1. контроль за педагогической деятельностью по осуществлению образовательного процесса в учреждении в сложившейся ситуации и в том числе с использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
2 контроль за педагогической деятельностью по включенности обучающихся в образовательный процесс (посещаемость) и определению уровня освоения ими образовательной программы.
В каждом учреждении используют разные формы и методы контроля (в пгт Чистые Боры Буйский МО используют электронную доску для фиксирования результатов учащихся, в п. Красное-на-Волге в качестве платформы для контроля используется общий чат в соц. Сети «В контакте», куда дети присылают выполненные задания, в доме детского творчества п. Судиславль педагог выходит в прямые эфиры с учащимися и ведет репетицию танцев в режиме онлайн, во всех учреждениях дополнительного образования созданы личные страницы педагогов и творческих объединений). В областном Дворце творчества в объединении «Областная дистанционная экономическая школа» действует специально разработанный веб сайт, задание детям приходят в индивидуальные личные кабинеты.
Во время дистанционного обучения активно развивается программа конкурсных мероприятий, разработаны и апробированы новые формы дистанционной работы: онлайн лагерь для воспитанников Дворца «Инстасмена». Общий охват участников - 2000 человек, активные участники программы 660 человек, смена проходила на платформе социальной сети «Инстаграмм».
Онлайн марафон «Кругосветное путешествие» в доме детского творчества Красносельского района на платформе социальной сети «В контакте», дистационный конкурс «Нарисуй сказку» проводимый в ДДТ «Автограф» г. Нерехта.
В Международном конкурсе исследовательских и проектных работ «Новый взгляд» приняли участие 160 человек (что на 25% больше обычного охвата участников) из Костромской, Ярославской, Владимирской, Ивановской, Московской, Астраханской, Кировской областей, а также из Польши, Сербии.
В Театральном фестиваль-конкурсе «Вечно живые» приняли участие 93 творческие работы из 17 муниципальных образований области, организовано онлайн голосование на «Приз зрительских симпатий». В голосовании приняло участие 11300 человек.
Можно отметить, что перевод конкурсов в онлайн формат позволил расширить географию участников, разнообразить пул экспертов, создать широкое информационное поле.
По итогам первого месяца реализации можно сделать вывод о том, что большинство организаций дополнительного образования области приступили к реализации образовательных программ через традиционные информационные площадки, которые открыты у каждого детского объединения: Вк, WhatsApp, Viber и др., которые обеспечивают дистанционную коммуникацию, рассылку заданий и прием выполненных работ
Можно говорить о том, что вынужденный резкий переход учреждения на дистанционную форму способствовал поиску новых технологий организации образовательного процесса, формирования единой дистанционной площадки для детей и педагогов, выходу педагогов в интернет-простраство, генерирование познавательного и позитивного контента, привлечение новых учеников в объединения Дворца, развитие навыков ИКТ у педагогических работников.